Оценка бизнеса по-русски!

оценка бизнеса по русски

На сегодняшний день, оценить покупаемый бизнес - непростое дело, ведь для этого в России используют свои, особенные формулы и алгоритмы расчётов. Оценка бизнеса, да и недвижимости на западе, заметно отличается от оценок наших "счетоводов". У нас к этому следует подходить по-своему, поэтому далее речь пойдёт об оценки бизнеса по-русски.

Известно, что в различных западных государствах оценку основывают на обороте компании. Например, бизнес-брокеры из стран Британии полагают, что стоимость ресторанного бизнеса должна равняться сумме оборота за четыре месяца. Стоимость аптечного бизнеса, аптеки в частности - стодневной сумме. В России же о реальных доходах компаний можно только догадываться. Сумма эта известна только их владельцам.

Каждый отдельно взятый бизнес имеет свои издержки, т.е. затраты. На западе это никто не берёт во внимание, у нас же учитывают не оборот, а чистую прибыль, т.е. доход из которого уже вычтены затраты и уплачены все налоги. И многие "специалисты" у нас, считают это правильным, абсолютно не беря в расчёт - грамотность предыдущего менеджмента продаваемой компании! А ведь зачастую, расходы можно заметно снизить, просто сменив "безголового" управляющего.

Иногда инвесторы вынуждены приобретать "бизнес на бумаге". То есть бизнес в арендуемых площадях, с арендуемым, скажем, оборудованием. Приблизительная цена такого бизнеса - прибыль за договорной срок, от семи до восемнадцати календарных месяца. Есть, конечно, исключительные случаи, но в любом случае, думается, не слишком ли велика цена? Когда же инвестор покупает бизнес равный тридцатимесячной сумме прибыли, но в бизнес входит и недвижимость и оборудование - предложение о покупке становится на первый взгляд заманчивее!? Стоимость в этом случае уже варьируется от двадцати четырёх до шестидесятимесячной прибыли. Что же следует усвоить? Оценка стоимости бизнеса в любом из двух описанных случаев складывается из наличия недвижимости, оборудования и прочего, но стоит ещё подсчитать, в котором случае получается выгоднее!

Естественно, есть зависимость и от преследуемых инвестором целей покупки бизнеса. Если бизнес был приобретён с целью дальнейшей перепродажи, то доход может и не иметь определяющего значения стоимости!

Иные факторы, способные существенно повлиять на стоимость бизнеса - это, во-первых, спрос и предложение, чем больше заинтересованных в данном бизнесе клиентов, тем, соответственно, выше и стоимость бизнеса. И, во-вторых, - тип, к которому бизнес относится, т.е. бизнес, который делается, например, только узкоспециализированными специалистами. И где их искать, сколько им платить? В свою очередь узкая специфика предполагает и меньшее число заинтересованных клиентов. И тут, опять же, какую цель преследует инвестор? Тупо "срубить бабла" или же заняться действительно интересным для себя занятием?

Естественно, на стоимость бизнеса влияют не только активы, как было сказано выше, но и риски, которые перед покупкой необходимо тщательнейшим образом просчитать. Не стоит забывать и о конкуренции, стоит обратить внимание, может именно по этой причине бизнес продаётся!? Или по этой причине этот бизнес покупается?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 1 =